Сайт-энциклопедия о лечении псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи.

Сложности терапии псориаза и других хронических дерматозов, связанные с духовными и иными проблемами пациентов

Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог

«Нет более славной победы, как победить самого себя»

                                                                          Свт. Тихон Задонский

Не отчаивайтесь! Смотрите  «Результаты»  «ДО»  и  «ПОСЛЕ» терапии.

По мнению автора, кроме указанных ранее психологических проблем, существует ряд причин, позволяющих псориазу и другим хроническим дерматозам «процветать», так сказать, «три кита»: 1) наследственность; 2) состояние центральной нервной системы (ЦНС), ДУШИ и ДУХА человека; 3) интоксикации. Когда врач с пациентом в процессе лечения псориаза воздействуют на вторую и третью причины, как правило, получаются лучшие результаты терапии, особенно это видно у лиц, прошедших духовно ориентированную терапию.

«ТРИ КИТА»:

1. НАСЛЕДСТВЕНОСТЬ  2. СОСТОЯНИЕ ЦНС, ДУШИ и ДУХА   3. ИНТОКСИКАЦИИ 
кит 1 кит 2 кит 3

 

НА ЧТО ЖЕ НАПРАВЛЕНА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ И КАКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕШАЕТ?

1. Духовно ориентированная терапия направлена на оказание психологической и медикаментозной помощи пациенту, страдающему как от телесных, так и от духовных болезней.

2. Целью этой терапии является достижение терапевтического эффекта с помощью самых передовых, но безопасных для (тела и души) пациента медицинских технологий и лекарственных препаратов, применяемых в общей и наружной терапии, соответствующих учению святого Евангелия, святых отцов и положениям «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

3. Задачами этой терапии являются:

- создание «Школы больного» (цель и задачи этой школы см. на сайте terletsky.ru);

- оказание практической помощи нуждающимся больным в процессе познания нашей духовной и телесной сущности;

- разъяснение пациенту роли наших страстей (грехов) в зарождении и развитии болезней;

- напоминание сомневающимся или заблудшим, страдающим телесными недугами больным о нашем истинном Враче и Спасителе - Иисусе Христе;

- оказание помощи пациенту в осознании духовных причин телесных болезней;

- понуждение пациента сверять свою жизнь (помыслы, мысли, слова, поступки) со святым Евангелием и советами святых отцов.

4. Психотерапевтический эффект этой терапии заключается в целебном воздействии на заблудших людей нашей духовной врачебницы - Церкви, живительного Евангельского слова, советов святых отцов, покаяния и причастия Святых Христовых Тайн.  

Разберем причины, позволяющие псориазу и другим хроническим дерматозам (атопическому дерматиту, экземе) чувствовать себя хозяином положения, более подробно.

1) Наследственность. Фицпатрик Т. и соавторы (1999) считают, что псориаз – это заболевание с полигенным наследованием. Если болен один из родителей, риск заболевания у ребенка составляет 8 %; если псориазом страдают и отец и мать – 41 % [Фицпатрик Т. и соавт., 1999].

В основе атопического дерматита лежит передаваемая по наследству гиперчувствительность IgE-типа к различным аэро-, пщевым и лекарственным аллергенам. К факторам, обостряющим течение заболевания, помимо соответствующих аллергенов, относятся гормональные дисфункции, стрессы, влажный морской климат, резкое усиление потоотделения [Фицпатрик Т. и соавт., 1999; Терлецкий О.В., 2010 и др.]

При экземе половина больных предрасположена к атопическим заболеваниям. Провоцирующими факторами служат эмоциональные перегрузки, жаркая и влажная погода [Фицпатрик Т. и соавт., 1999]

В настоящее время клонирование и генное моделирование для нас недосягаемы. Представляется, что это к лучшему. Потому что: 1) в вопросе клонирования важно понять, что грех является грехом, под каким бы благим видом его ни представляли и какими бы благими целями ни прикрывали; 2) искусственное воздействие на ген человека непредсказуемо и может иметь фатальные последствия.

Проблемам биоэтики посвящена XII глава «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», где подробно излагается ее отношение к клонированию. В этом документе говорится так: «Осуществленное учеными клонирование (получение генетических копий) животных ставит вопрос о допустимости и возможных последствиях клонирования человека. Реализация этой идеи, встречающей протест со стороны множества людей во всем мире, способна стать разрушительной для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. “Тиражирование” людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий.

овца Долли
Овца Долли, первое теплокровное животное-клон. Долли родилась здоровой в 1996 году. В 2003 году животное пришлось усыпить из-за развившихся злокачественных образований. В настоящее время чучело Долли выставлено в Национальном музее Шотландии.

Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Крайне опасными являются и психологические последствия клонирования. Человек, появившийся на свет в результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь “копией” кого-то из живущих или ранее живших людей. Необходимо также учитывать, что “побочными результатами” экспериментов с клонированием человека неизбежно стали бы многочисленные несостоявшиеся жизни и, вероятнее всего, рождение большого количества нежизнеспособного потомства. Вместе с тем, клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике».

2) Состояние центральной нервной системы, ДУШИ и ДУХА человека. 

Разберем эту причину развития всех болезней на примере псориаза.

На стрессовый механизм развития псориаза в своих работах указывают многие авторы, о чем мы уже говорили, рассматривая «Психологические аспекты патогенеза и терапии псориаза».

Ключом к пониманию неразрывной связи высшей нервной деятельности (ВНД) и кожи является тот факт, что в развитии кожи, как и нервной системы, важную роль играет один и тот же зародышевый листок – эктодерма [Хэм А., 1982].

В изучении псориаза значительную роль сыграла и отечественная дерматологическая школа, в частности Полотебнов А.Г. (1838–1907) – первый русский профессор-дерматолог, ученик Боткина С.П., справедливо признанный отцом отечественной дерматологической школы. Анализируя патогенез псориаза, Полотебнов А.Г. пришел к выводу, что при этой болезни речь идет о функциональном и вазомоторном неврозах, которые могут быть унаследованы либо приобретены. Он рассматривал псориаз в тесной связи с патологией внутренних органов, обменом веществ и состоянием ВНД, подчеркивал значение нервно-психических факторов в происхождении псориаза и описал симптоматику костно-суставных поражений при этом дерматозе.

Полотебнов А.Г. критиковал господствовавшие дерматологические школы Западной Европы (Hebra и Kaposi), которые отрицали влияние ВНД на кожные болезни. «К больному относятся совершенно как к камню, обросшему мохом. Положите такой камень на несколько часов в ванну или заверните его а-ля-Присниц – мох размякнет, отвалится – точь-в-точь как псориатические чешуи – и вы вынете камушек чистеньким». Он считал, что необходимо лечить больных, а не внешние проявления болезни в виде сыпей.

Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. (1994) считают, что: «Психический компонент имеет влияние на течение псориаза. Усиление расстройства наблюдается на фоне неспецифических, психически отягощающих ситуаций, таких как переживания потери объекта, угрозы безопасности и здоровью больных. По-разному меняется самооценка больных.

Они демонстрируют такие симптомы, как страх, подавленность, с одной стороны, и выраженное поведенческое отреагирование – с другой. Больные псориазом склонны также к демонстративности».

Несколько слов о роли ЦНС в причинах происхождения экземы. Самцов А.В., Барбинов В.В. (2008) считают, что: «В патогенезе истинной экземы главную роль играют нарушения со стороны центральной нервной системы, вызывающие дисбаланс и преобладание активности парасимпатической нервной системы над симпатической, безусловных рефлексов над условными, а также патологические состояния внутренних органов (висцерокутанные рефлексы)».

Думаю, что большинство читателей знакомо с выражением, как правило, исходящим от врачей: «Все болезни от нервов», или высказыванием набожных людей: «Все болезни от грехов». Где же истина? Вначале определимся с психологическими понятиями, такими как стресс, эмоции и страсть.

головной мозг
 Анатомическое строение части головного мозга. 

«Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся обстановке» [Немов Р.С., 1994].

«Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» [Там же].

«Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом» [Там же].

эмоции
 ЭМОЦИИ

Поэтому схематично стрессовый механизм развития псориаза, как и любого другого заболевания, можно изобразить так: на какой-то раздражитель внешний, либо внутренний у человека появляются эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную). Высшим продуктом развития эмоций человека являются чувства, которые возникают как результат обобщения конкретных ситуативных эмоций. «Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью» [Головин С.Ю., 1998]. Иными словами, когда эмоции переходят в разряд чрезмерно выраженных, их называют страстями, которые в свою очередь и воздействуют на ЦНС, вызывая сбой в ее нормальной работе. Они запускают механизм выброса специальными структурами головного мозга, а затем и другими внутренними органами (например, кишечником) огромного количества различных активных веществ, а это, в свою очередь, закономерно приводит к функциональным нарушениям со стороны внутренних органов, эндокринной, иммунной, пищеварительной и др. систем.

Эти отрицательные эмоциональные импульсы дестабилизируют функциональное состояние систем через подкорковые структуры, в связи с чем на первый план выходят не классические органические заболевания, а функциональные расстройства различных органов и систем – перманентные соматоформные дисфункции (ПСД) (устаревший термин - психосоматические заболевания). ПСД являются основным звеном в патогенезе многих заболеваний, которые характеризуются дизрегуляцией взаимовлияний центральной нервной, вегетативной нервной, гормональной и иммунной систем, приводящей к нарушению вегетативного обеспечения функционирования различных эффекторных систем организма в поддержании гомеостаза [Разнатовский К.И., 1997; Терлецкий О.В., 2011].

Прп. авва Дорофей об этом предмете рассуждает следующим образом: «Ибо иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, то есть совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». 

прп. Дорофей
Прп. авва Дорофей

Из этого поучения святого отца делаем вывод, что страсть сама по себе не является грехом. Если человек не будет действовать по страсти, не будет и греха. В противном случае страсть будет порождать грех. Поэтому болезни человека в действительности связаны с его страстями и грехами.

Однако так бывает не всегда, встречаются и исключения из правил. Например, при исцелении слепого от рождения «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:5). Исключениями также являются жития прп. Пимена Многоболезненного

прп. Пимен Многоболезненный
Прп. Пимен Многоболезненный

 

мощи прп. Пимена Многоболезненного
Мощи прп. Пимена Многоболезненного в Ближних Пещерах

и крестьянского иконописца Журавлева Григория Николаевича (калеки, рожденного без рук и ног, писавшего великолепные иконы зубами, таким же способом расписавшего свою родную церковь в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии, прославлявшего в своем творчестве Господа, сотворившего его таким) и мн. др.

Григорий Журавлев с братом Афанасием

 

свт. Лев Папа Римский
Свт. Лев, папа римский, нерукотворная икона работы Григория Журавлёва. Эта икона бережно хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее церковно-археологического кабинета. Она является образцом иконописных школ XIX века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма.  

 

Икона Журавлева Г.Н. Спаситель
Спаситель, нерукотворная икона работы Григория Журавлева 

Откуда у человека бурутся страсти и болезни? Мы знаем, что ребенок от рождения наделен страстями и добродетелями. Христианские добродетели нам даны для того, чтобы мы имели противоядие, своеобразный иммунитет от греховных страстей. Если у ребенка, а затем у взрослого человека не развивать добродетели, то в процессе взросления и эмоционального становления при наличии свободы выбора они атрофируются, иммунитет ослабевает, и начинают побеждать страсти. Человек становится страстным, подверженным болезням и, в конце концов, смерти.

Великий старец прп. Серафим Саровский в своих наставлениях рассуждает: «Тело есть раб души, душа – царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей. 

Преподобный Серафим Саровский
Прп. Серафим Саровский

Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.

<…> Один старец, страдавший водяною болезнью, говорил братьям, которые приходили к нему с желанием лечить его: “Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек; а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику внeшний наш человeк тлeет, потолику внутренний обновляется” (2 Кор 4:16).

Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога» [Наставления прп. Серафима Саровского, 2012].

Прп. Максим Исповедник говорит: «Смерть собственно есть отдаление от Бога; жало же смерти грех, которое Адам, прияв в себя, стал в одно время изгнан и от древа жизни и от рая, и от Бога, зачем необходимо следовала и телесная смерть». О страстной душе преподобный говорит: «Страстная душа нечиста и преисполнена помыслами похотливыми и ненавистническими помыслами» [Прп. Максим Исповедник, 2013]. Этот же святой отец о бесстрастии души наставляет: «Бесстрастие есть мирное состояние души, [пребывая] в котором она становится стойкой в отношении зла» [Там же]. Он дает совет: «Не оскверняй плоть свою срамными деяниями и не пачкай душу лукавыми помыслами: и мир Божий снизойдет на тебя и принесет любовь» [Там же]. 

преп. Максим Исповедник
Преп. Максим Исповедник

Так что же такое грех? «Грех – поступок, противный закону Божию; вина перед Господом» [Словарь древнерусского языка XI–XIV вв.]. Или: «Грех – в христианстве как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия» [Православие: Словарь-справочник. 2-е изд., 2007]. «Грех, или зло, есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать, грех, есть нарушение воли Божией» [Слободской Серафим, 2009]. Другими словами можно сказать, что грех – это жизнь человека не по Евангелию, в хаосе мыслей и чувств, следствием чего является причинение вреда самому себе, ведущего в итоге к развитию болезней. 

Профессор Д.Е. Мелехов, доктор медицинских наук, психиатр, пишет, что для епископа Феофана Затворника и старца Никодима Святогорца «основным признаком здоровья было единство и гармония всех трех ступеней (сфер, слоев) человеческой личности – духовной, душевной и телесной, и это единство и гармония достигаются только при условии преобладающего влияния сферы духа, который должен властвовать над душой и телом. В этом единстве и гармонии – здоровье, норма человеческой жизни. В этом “спасение” (греческое слово значит одновременно и спасение, и здоровье; спасение – сотериа, здоровье – игиейя). В болезни, наоборот, видят распад и изоляцию противоположно действующих сил или элементов и слоев личности» [Мелехов Д. Е., 1997].

проф. Мелехов Д.Е.
       Проф. Мелехов Д.Е.

В болезни, наоборот, видят распад и изоляцию противоположно действующих сил или элементов и слоев личности» [Мелехов Д. Е., 1997].

Таким образом, с целью поиска эффективной терапии мы разобрали механизм развития болезней, связанных со стрессом и игнорированием человеком заповедей и Закона Божия. Мы нашли причину болезней – чрезмерно выраженные, доминирующие чувства (страсти), которые являются не чем иным как нашими грехами. Поэтому в отношении страстей нам остается только выбрать методы лечения, имеющиеся в Священном Писании и разработанные святыми отцами и учителями Церкви Христовой. Как раз эти методы лечения и наставления святых отцов и применяются автором при проведении духовно ориентированной терапии.

Однако в современной медицинской практике создался «порочный круг», заключающийся в том, что в век таблетомании, неуклонного роста стрессогенности жизни медицинская наука пытается лечить грех «таблеткой» (антидепрессантами, транквилизаторами, анксиолитиками и др.), что совершенно не логично и не эффективно. К тому же лекарственные препараты не только не устраняют причину заболевания, а нередко и усугубляют ее.

Например, как можно «таблеткой» вылечить страстную любовь, вспыхнувшую у юноши к девушке? Как можно заставить с помощью фармакологического лекарственного препарата полюбить кого-то? Любой здравомыслящий человек ответит, что это невозможно. Так почему же практика назначения ненужных, совершенно бесполезных, вызывающих зависимость, аллергизацию и в итоге ухудшение общего состояния больного лекарственных препаратов процветает?

Еще не так давно, примерно 100 лет назад, для улучшения настроения, при головной боли, синдроме хронической усталости в аптеках можно было свободно приобрести или получить по обычному рецепту микстуру, содержащую опий. Если учесть, что указанные ранее показания для назначения опия чрезвычайно распространены для современного человека, то можно только порадоваться, что в современном мире опий как наркотик запрещен к распространению и продаже, по крайней мере, в аптечной сети. А сколько наркоманов породила та ошибочная практика? Сколько депрессий, суицидов, убийств, загубленных жизней стоят за этой уже признанной ошибкой?

Помимо этого, пациенты, страдающие хроническими дерматозами, как правило, имеют повышенный аллергенный фон, связанный как раз с неоправданно широким применением лекарственных препаратов [Терлецкий О. В. , 2007; Терлецкий О. В. , 2010; Терлецкий О.В., Григорьев Г.И., 2013].

Итак, эмоции медикаментозному воздействию не поддаются, потому что фармацевтические препараты на греховную сущность человека не могут повлиять.

Поэтому автору решение этой задачи представляется в формировании правильного мышления больного, являющегося важной составляющей победы над псориазом. Желание справиться с проблемой должно основываться на достоверных сведениях о ней. Без слаженной работы всех тонких механизмов нервной системы добиться цели не представляется возможным. А нормальная работа ЦНС зависит от состояния ДУШИ и ДУХА человека. Мотивация на победу – залог успеха! Напротив, стресс, как правило, вызывает обострение кожного заболевания. Это происходит потому, что в развитии кожи, как и нервной системы (НС), важную роль играет один и тот же зародышевый листок – эктодерма. А также потому, что современный человек воспринимает стресс не как благо, призванное сделать его более сильным и закаленным в земной жизни, чему нас учат святые отцы, а совсем наоборот. А именно, как совсем не желательный раздражитель, запускающий целый каскад сильных, абсолютно доминирующих чувств (страстей), приводящих к развитию или обострению заболевания.

До сих пор медицинской науке неизвестно расположение центра чувств. Профессор хирургии, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) по этому поводу пишет: «Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг и оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами – значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

святитель Лука
Проф. хирургии, свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

Если бы мы могли, что, конечно, немыслимо, остановить стремительную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений. А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным, сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце – горниле чувств и воли» [Лука (Войно-Ясенецкий), 2009].

Обратим внимание на фразу «в сердце – горниле чувств и воли».

Святитель Лука далее по этому поводу рассуждает: «Каким образом возникшие в мозгу мысли передаются в сердце, мы не знаем, но мысль как акт чисто психологический, в отличие от ощущений, как актов физиологических, не нуждается в анатомических путях проведения. Не нуждаются в этих путях и чувства, возникающие в сердце в зависимости от тех или других мыслей и в значительной мере формирующие их.  

свт. Лука
 Свт. Лука

Но не только из мозга сердце получает эти обработанные мысли, сенсорные восприятия, но и само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущения самого высшего порядка. И эти ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы, в уме и духе происходящие» [Там же].

А теперь представим, что в нашем сердце, по каким-либо причинам, не нашлось места для Господа нашего Иисуса Христа, кто же в таком случае будет руководить нашими чувствами? Думаю, что ответ на этот вопрос понятен, потому что если в нашем сердце нет места для христианской любви, смирения и сострадания, значит оно занято, гордыней, тщеславием, гневом либо какой-то другой страстью, а такие соседи являются идеальными для подселения духов злобы – падших ангелов.

Профессор Войно-Ясенецкий учит: «Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями. И если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме.

Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней» [Там же].

В развитии патологических расстройств большое значение приобретает механизм «порочного круга» или «порочной спирали». Кто же помогает больным в греховной подпитке болезни? Многим крещеным пациентам какие-то силы не дают носить нательный крест, не пускают на исповедь и к причастию Святых Христовых Таин. И основная проблема тут – отсутствие веры у этих людей. Даже святой апостол Фома поверил в изумительный факт Воскресения Господа Иисуса только после осязания ран Христа, когда Он пришел к ученикам своим. А ведь к врачу за помощью часто в состоянии отчаяния и паники обращаются обычные болящие душой и телом люди. Как им помочь?

Прп. Иоанн Синайский в достославной «Лествице» говорит так: «Благий наш и всеблагий Владыка и Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством, а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». И еще: «Немощные душою должны познавать посещение Господне и Его милость к ним из телесных болезней, бед и искушений внешних. Совершенные же познают посещение Божие от пришествия Духа и по умножению дарований» [Иоанн Синайский, 2007].

прп. Иоанн Лествичник
Прп. Иоанн Лествичник. Новгородская икона XIII век.

В связи с этим же приведем изречения прп. старцев Оптинских Макария и Антония. Возможно, кому-то из врачей и болящих людей их мудрые слова помогут быстрее выбрать правильный путь к спасению.

Насельники Оптиной называли период старчествования прп. Макария (1788–1850) золотым веком обители, по причине установившегося под влиянием старца внутреннего и внешнего строя жизни братства, напоминавшего одну родную духовную семью. Вот как советовал святой воспринимать болезнь: «Сама болезненность тела уже есть очищение души от греховных струпов»; «О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из кельи, и даже не желал выздоровления, и сподобился пострижения от рук святых ангел? Чин болящего и благодарящего велик перед Богом и даже равен сидящему в пустыне в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению» [Оптинский цветник: изречения преподобных старцев Оптинских, 2007]. 

Прп. Антоний (1795–1865) до самой кончины нес невольный крест неизлечимой болезни ног, которая причиняла тяжкие страдания. Духовные дарования преподобного Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. Вот что он говорил верующим больным людям, обращавшимся к нему за помощью: «Посетившую вас болезнь должно признавать не за наказание Божие, но за особенную милость Его к вам, Который за благодушное претерпение готовит вам вечное и безболезненное упокоение со святыми, чему верьте без сомнения»; «…Тогда снимут нас с креста, когда приготовится гроб!»; «Каждому человеку, в каком бы он ни был быту, от Бога дан свой крест, который должно всякому с детской покорностью ко Отцу Небесному несть, поелику от малодушия и нетерпения легче не бывает» [Там же].

прп. Антоний Оптинский
Прп. Антоний Оптинский

Стало быть, как говорил прп. Моисей (1782–1862), «на все потребно иметь готовое терпение и хотеть не иначе, как будет, дабы не нарушалось спокойствие духа» [Там же].

Человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа [Слободской Серафим, 2009]. Современная медицина, занимаясь телесными недугами, упускает значимость состояния души и духа больного на пути к исцелению. К сожалению, не все пациенты являются верующими людьми, а врач обязан оказывать медицинскую помощь каждому обратившемуся. 

прт.Серафим Слободской
Протоиерей Серафим Слободской

Рост стрессогенности жизни пациентов и отсутствие веры приводят к более агрессивному течению псориаза и не способствуют успешной терапии этого заболевания.

Соответственно, если при клиническом и медико-психологическом обследовании выявлен патологический уровень тревоги, не следует медлить с назначением анксиолитиков. Но это не решает духовных проблем больных псориазом, и при отмене препарата, как правило, начинается обострение психической и соматической симптоматики. Для верующих пациентов такая ситуация, по моему мнению, является показанием к исповеди с последующим причастием и проведению духовно ориентированной терапии.   

3) Интоксикации (внешние и внутренние).

И эту причину развития всех болезней рассмотрим на примере псориаза.

Основные интоксикации больного псориазом связаны с рядом проблем: неправильным питанием («синдром негерметичной кишки»), осложнениями от лекарственных препаратов, состоянием экологии и др.

Роль правильного питания в терапии псориаза также чрезвычайно важна, как и воздействие на состояние НС больного.

Св. Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Св. отцы мерою воздержания в пище положили то, чтоб пищу, которую принимать заставляет нас необходимость поддерживать жизнь тела, переставали мы вкушать, когда еще хочется есть. Судя по сему, и немощный телом может являть добродетель воздержания в совершенстве, наравне с крепкими и здоровыми, если силою воли будет обуздывать пожелания яств, когда сего не требует бренность плоти. Ибо и Апостол говорит: плоти угодия не творите в похоти (Рим 13:14). Он не совсем запретил иметь попечение о теле, а не велел только, чтоб это делалось по похоти, – похотливую заботу о плоти отъял, а разумного, необходимого для жизни содержания ее не исключил; запретил первое, чтоб через поблажку плоти не ниспали мы до пагубных дел похотливых, а дозволил второе, чтоб тело, будучи расстроено неразумною строгостию, не оказалось бессильным к исполнению духовных наших занятий и трудов» [Добротолюбие: в 5 т. / в рус. пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского. Т. 2. 2010]. 

прп. Кассиан Римлянин
 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Прп. Лев учит: «Что же касается до пищи… предлагаемое с воздержанием употреблять во славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишнего» [Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Т. 2. 2009]. Прп. Амвросий советует: «Пищу вкушай по голоду, а не по тому, как смотреть будут» [Там же].

прп. Лев Оптинский
 Прп. Лев Оптинский

Св. Ефрем Сирианин наставляет: «Снеди употребляй простые и необходимые, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских (Лк 21:34). Ибо одержимые подобною страстию и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, и не отрицаются от всего того, что делают язычники, неведущие Бога; но все это совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечившемся на разорение беззаконного греха. Не будь же пристрастен к мясам и винопитию, чтоб не сделать тебе ум свой неспособным к принятию духовных дарований» [Добротолюбие. Т. 2. 2010].

св. Ефрем Сирианин
Св. Ефрем Сирианин. Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века

Прп. Иоанн Синайский учит: «Как во множестве нечистот рождается много червей, так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений» [Иоанн Синайский, 2007].

Больным псориазом также полезно знать о работах наших соотечественников, выдающихся ученых И. П. Павлова (1849–1936), удостоенного в 1904 г. Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения, И. И. Мечникова (1845–1916), удостоенного в 1908 г. Нобелевской премии по медицине за открытие явления фагоцитоза, и академика А. М. Уголева (1926–1991), открывшего механизм пристеночного пищеварения и разработавшего теорию адекватного питания. 

Павлов И.П.
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, академик И.П. Павлов

 

мечников и.и.
 Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, И.И. Мечников 

 

Уголев А.М.
Академик А.М. Уголев 

Диета для людей, страдающих псориазом, должна поддерживать правильный кислотно-щелочной баланс в организме. При псориазе происходит значительное смещение реакции в кислую сторону. Для сохранения и поддержания здоровья в организме должна преобладать щелочная реакция. Это происходит, когда в крови слегка щелочная реакция с pH = 7,4. Такое состояние в организме поддерживается с помощью внутренних механизмов и в том числе зависит от потребляемой пищи и эмоционального состояния.

Больные псориазом должны помнить о том, что ежедневная диета должна состоять на 70–80 % из щелочеобразующих продуктов и на 20–30 % – из кислотообразующих [Пегано Дж. О. А., 2001].

Разделяя точку зрения других авторов о целесообразности индивидуальной диеты в зависимости от особенностей обмена веществ у больного, я не считаю возможным рекомендовать ее без сочетания с духовно ориентированной, общей и наружной терапией.

В самый раз вспомнить о «синдроме негерметичной кишки», что способствует «утечке» токсинов [Там же].

Применение лекарственных препаратов должно назначаться рассудительно. Павлов С. Т. и соавт., (1985), Шапошников О. К. и соавт., (1987) и Терлецкий О. В. (1998, 2007, 2010) отмечали, что лечение больных псориазом по поводу какого-либо сопутствующего заболевания пенициллинами, стрептомицином или  бисептолом нередко приводит к обострению течения псориаза и особенно псориатического артрита (ПА). В своей врачебной практике самые тяжелые варианты течение псориаза наблюдались именно на фоне лекарственных (ятрогенных) осложнений.

К сожалению, тема лекарственных ятрогений в медицине остается актуальной и в настоящее время. Один из главных врачебных постулатов «не навреди» не всегда возможно осуществить на практике. Врачи всего мира сталкиваются с развитием у пациентов большого количества тяжелых осложнений, непосредственно связанных с назначенной им терапией, вне зависимости от диагноза.

При анализе ятрогенных осложнений было установлено, что тяжелые, подчас необратимые осложнения в результате лекарственной терапии исчисляются миллионами пострадавших пациентов; только количество летальных исходов, связанных с применением лекарств, исчисляется сотнями тысяч.

Впервые опыт изучения медицинских ошибок и связанных с ними лекарственных осложнений представлен в исследовании, организованном в США. Подводя итоги, в ноябре 1999 г. был составлен отчет, озаглавленный: «Человеку свойственно ошибаться: повышение безопасности в здравоохранении». В нем указывалось, что в результате медицинских ошибок при назначении лекарств в больницах США ежегодно умирает от 44 000 до 98 000 человек. Это больше, чем смертность в результате автомобильных аварий (43 458), рака молочной железы (42 497) или СПИДа (16 516). Согласно полученным данным, только от ошибок, связанных с неправильным применением лекарств, ежегодно погибает 7 000 человек, что на 16 % больше, чем смертность в результате производственного травматизма [Ecolano F., Bisbe E., Castillo J. et al., 1998; Patterson R., Grammer L. C., Greenberger P. A., 1997].

Думаю, что слова свт. Василия Великого о врачевании, которое он называет врачебным искусством, особенно актуальны в современном мире: «Поскольку всем возмущаемое тело наше подвержено многоразличным повреждениям, и извне приключающимся, и зарождаемым внутри принятой пищей, приводится в изнеможение и излишествами, и недостатками, то распоряжающийся всей нашей жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от излишнего и восполнять недостаточное…

свт. Василий Великий
Свт. Василий Великий

И надо стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством, чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые им пособия во славу Божию и в образец попечения о душе» [Василий Великий, 2009].

Этот великий отец утверждает, что «немалая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство, но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению. Сказано: кого любит Господь, того наказывает (Притч 3:12); и: оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор 11:30–32). Таковым надобно в безмолвии, оставив врачебные попечения, терпеть насланную на них болезнь, пока не познают своих прегрешений, по примеру сказавшего: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих 7:9). Им должно показать свое исправление, принеся плоды, достойные покаяния, и помнить Господа, сказавшего: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14)» [Там же].

Белоусов Ю. Б. и соавт. сообщают, что частота лекарственных осложнений при амбулаторном лечении достигает 10–20 %, а 0,5–5 % больных нуждаются в госпитализации для лечения осложнений, вызванных лекарственными препаратами [Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К., 1993].

Отмечают, что только в США ежегодно госпитализируется от 3,5 до 8,8 млн больных и погибает 100–200 тыс. пациентов вследствие развития неблагоприятных побочных реакций, связанных с применением лекарств [Johnson J.A. и Bootman J.L., 1995].

Подобное положение отмечается и в других развитых странах. Так, во Франции в 1997 г. около 10 % всех госпитализированных составляли больные с побочными реакциями. Осложнения лекарственной терапии возникли у 1 317 650 пациентов, из них в 18 447 случаях (1,4 %) – летальные и в 434 824 случаях (33 %) – серьезные [Imbs J.L., Pouyanne P., Haramburu F. et al., 1999]. В Германии неблагоприятные побочные реакции явились причиной госпитализации 5,8 % больных [Muehlberger N., Schneeweis S., Hasford J., 1997].

Ряд авторов приводят сведения, что 5 % госпитализаций связаны с лекарственными осложнениями, неблагоприятные побочные реакции возникают у 10–20 % госпитализированных больных, осложнения лекарственного генеза стали причиной летальных исходов в 0,1 % случаев (для сравнения: летальные исходы в результате хирургических вмешательств наблюдаются в 0,01 % случаев) [Pirmohamed U., Breskenridge A.M., Kiteringham N.R. et al., 1998].

Неблагоприятные побочные реакции – это не только медицинская, но и социально-экономическая проблема. Seeger J.D. и соавт. отмечают, что экономические затраты, связанные с лекарственными осложнениями, составляют в США около 76,6 млрд долл. в год [Seeger J.D., Kong S.X., Schumock G. T., 1998]. Только на лечение предотвратимых осложнений фармакотерапии общие годовые затраты в США колеблются от 17 до 29 млн долл.

Министерство здравоохранения Великобритании в докладе за 2000 г. отметило, что ежегодно расходуется около 4 млрд долл. в связи с увеличением продолжительности пребывания в стационарах больных из-за возникших неблагоприятных побочных эффектов лекарств [UK Department of Health. An organization with a memory, 2000].

Moore N.D. и соавт., проведя исследование, заключили, что расходы, связанные с побочными реакциями, составляют в разных странах от 5,5 до 17 % общего бюджета больниц [Moore N.D., Lecaintre D., Noblet C. et al., 1998].

Необходимо учитывать, что из всего разнообразия известных лекарственных препаратов (100 %) всего 5 % обладают достоверным лечебным действием и лишь 1 % из них может оказать реальную неотложную помощь больному (данные круглого стола с участием ведущих фармакологов России).

Мало того, у пациентов, страдающих псориазом, существенно повышен аллергенный фон (36,5 % больных псориазом имеют аллергические заболевания). Здесь уместно напомнить об изоморфной реакции раздражения, или симптоме Кебнера, иначе называемом травматическим псориазом (psoriasis traumatica), спровоцированным псориазом (psoriasis provocata), искусственным псориазом (psoriasis factitia). Как следует из разных названий симптома Кебнера, речь идет о возникновении псориатических высыпаний на месте травмы или раздражения кожи, иногда даже самых незначительных. Этот феномен характерен для прогрессирующего периода псориаза.

А теперь представим себе, что после назначения в общем-то не нужного больному псориазом лекарства у него появилась распространенная токсидермия, или крапивница, а в связи с развитием изоморфной реакции раздражения пациента ждет появление псориатических элементов в очагах аллергических высыпаний. То есть больному стало еще хуже.

Сразу же возникает серьезный вопрос о лекарственных осложнениях у больных псориазом. Как этих осложнений избежать?

Итак, цитирую преподобных старцев Оптинских. Прп. Макарий учит: «Страдает тело, страдает и душа, а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает».

прп. Макарий Оптинский
прп. Макарий Оптинский

Прп. Амвросий считает, что «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Преподобный научает: «…за терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов» [Оптинский цветник, 2007]. А мы с вами уже знаем, что наши болезни появляются не потому, что нас наказывает Бог, а из-за наших грехов и непослушания Господу. Поэтому, следуя этой логике, прощение грехов ведет к выздоровлению человека. 

прп. Амвросий Оптинский
Прп. Амвросий Оптинский

Врач может указать пациенту основные направления лечебного воздействия, научить его правильной диете, воздействовать частично на состояние нервной системы, подобрать адекватную витаминотерапию и использовать безопасные наружные мазевые средства. Но, понимая первопричину болезни, доктор обязан направить своего пациента к специалисту по врачеванию душ: верующего человека – к священнику, неверующего – к психотерапевту. И все-таки приравнять врача (психотерапевта) к священнику нельзя.

На мой взгляд, лучший результат терапии верующего пациента можно ожидать тогда, когда врач-специалист является и священником. В то же время представляется, что неверующий больной обречен на неполноценное оказание медицинской помощи, так как он сознательно игнорирует роль священника – специалиста по врачеванию души и духа.

Таким образом, проведя анализ многолетних клинических наблюдений, автор пришел к выводу о том, что лучшие результаты по срокам наступления выздоровления и срокам клинической ремиссии наблюдаются у верующих больных псориазом. В первую очередь у больных, которые в результате проведения духовно ориентированной терапии приобрели гармонию в духовной, душевной и телесной сферах человеческой личности, вне зависимости от всех сложностей терапии.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».


КНИГИ АВТОРА, ПОСВЯЩЕННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ И ТЕРАПИИ ПСОРИАЗА


Псориаз

 АННОТАЦИЯ

В атласе-монографии рассматриваются наиболее распространенные и редкие формы псориаза, существующие классификации. Описание каждой нозологической единицы сопровождается иллюстрациями (402 цветные фотографии из коллекции Терлецкого О. В.), сведениями об этиологии, клинической картине, дифференциальной диагностике, диете, терапии, ятрогенных осложнениях. На многочисленных примерах дается анализ наиболее типичных и поучительных ошибок диагностики редких форм псориаза. Обсуждены условия, способствующие их появлению, трудности распознания некоторых форм псориаза и пути их преодоления.

Для облегчения дифференциальной диагностики псориатического артрита с наиболее часто встречаемыми ревматическими заболеваниями в монографии приводится описание компьютерной программы, разработанной на основе экспертных оценок и реализованной на ПЭВМ.

Монография предназначена для дерматологов, микологов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских академий, университетов, институтов, училищ.

Псориаз и другие кожные болезни

АННОТАЦИЯ

Книга: «Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд» написана, в связи с неоднократными обращениями больных псориазом к автору с просьбой издать руководство, позволяющее объективно изучить их болезнь, выстроить безопасную и полезную для здоровья систему лечебных мероприятий, ведущую к победе над серьёзным, мучительным недугом.

Автор видит причину происхождения псориаза в генетической предрасположенности человека, состоянии его нервной системы и кишечника. Проявления псориаза на коже человека автор расценивает, как попытку организма избавиться от нервного напряжения, внутренних и внешних токсинов. Это своеобразный сигнал «SOS!», фиксируемый кожей, исходящий от внутренних органов, в связи с нарушением равновесия между здоровьем и болезнью. Сигнал посылается хозяину. Цель сигнала - устранение заболевшим человеком причин приведших к этим изменениям. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима.

Подробно описана терапия, лечебное питание для больных псориазом и другими дерматозами, даются рецептуры приготовления блюд.

Книга предназначена для больных псориазом, дерматологов, микологов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ.

Предупреждение автора. Эта книга, кроме справочного материала, является источником информации о результатах, полученных моими пациентами и основана на моих исследованиях. Она не может быть использована для самодиагноза или самолечения. Консультация с врачом до осуществления любого лечебного воздействия абсолютно необходима.

обложка духовно ориентир терапия

В оформлении издания использована фотография фрески XII в. «Чудо Георгия о змие» из  музея Старой Ладоги. На этой древнейшей фреске Георгий Победоносец изображен без воинского копья: святой сокрушает и связывает змия одним лишь Божиим Словом. В центре: изображение охранного креста из кладки Изборской крепости, избранное Александро-Невским обществом трезвости в качестве своего символа.

АННОТАЦИЯ

Это издание появилось в связи с неоднократными обращениями больных псориазом и патологическими зависимостями к авторам с просьбой создать обобщающую работу, позволяющую объективно изучить их болезнь с православной точки зрения и на основании этих знаний выстроить безопасную и полезную для физического и духовного здоровья больного систему противодействия болезни согласно учению Святого Евангелия и Святых Отцов, в виде духовно ориентированной терапии. Авторы видят причину происхождения псориаза не только в генетической предрасположенности человека, но и в состоянии его тела, души и духа. Проявления псориаза на коже человека О. В. Терлецкий расценивает как попытку организма избавиться от нервного напряжения, внутренних и внешних токсинов. Это своеобразный сигнал «SOS!», фиксируемый кожей, исходящий от внутренних органов в связи с нарушением равновесия между здоровьем и болезнью. Цель сигнала – устранение заболевшим человеком причин, приведших к этим изменениям. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима. Хронические дерматозы нередко протекают на фоне алкогольной, табачной, наркотической и других зависимостей, при лечении которых наиболее полно отработано взаимодействие врачей психотерапевтов и священнослужителей Русской Православной Церкви (РПЦ). По примеру метода духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, разработанной профессором Г. И. Григорьевым, книга отражает основные принципы лечения духа, души и тела, вполне применимые при лечении псориаза и других хронических дерматозов. Кроме того описано лечебное питание для дерматологических больных; даются советы лечащего врача, как победить болезнь. Книга предназначена для пациентов, имеющих хронические кожные болезни (псориаз, экзему, атопический дерматит и др.) и патологические зависимости, дерматологов, микологов, психологов, психотерапевтов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ.

ИЗДАНА НОВАЯ КНИГА:

 «РУКОВОДСТВО ПО ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ РАЗНЫХ ФОРМ ПСОРИАЗА И ПСОРИАТИЧЕСКОГО АРТРИТА». 

обложка

АННОТАЦИЯ

Настоящее руководство появилось в связи с неоднократными обращениями врачей дерматологов к авторам с просьбой: 1) создать обобщающую работу, позволяющую объективно изучить псориаз с медицинской и православной точки зрения; 2) на основании этих знаний выстроить безопасную и полезную для физического и духовного здоровья больного систему противодействия болезни согласно учению Святого Евангелия и святых отцов.

Авторы видят причину происхождения псориаза не только в генетической предрасположенности человека к болезни тела, но и в состоянии его ЦНС, души и духа. Проявления псориаза на коже человека они расценивают, как попытку организма избавиться от эмоционального напряжения, внутренних и внешних токсинов. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима.

Обращается внимание читателя на сложности терапии псориаза, связанные с духовными и иными проблемами пациентов. Доводится методика духовно ориентированной терапии в «Школе больного псориазом», отражающая основные принципы лечения духа, души и тела, вполне применимые при лечении псориаза и других хронических дерматозов.

Кроме того описано лечебное питание для дерматологических больных; даются советы лечащего врача, как победить болезнь.

Монография предназначена для дерматологов, микологов, психологов, психотерапевтов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ, больных псориазом.

© Коллектив авторов, 2014

Авторский коллектив: Олег Васильевич Терлецкий, канд. мед. наук – предисловие, введение, гл. 1-6, изображения, таблицы 1-18, фотографии, рисунки, обложка; Константин Игоревич Разнатовский, докт. мед. наук, профессор – пар. 6.2, 6.4, 6.12, таблица 19 (в соавторстве с О. В. Терлецким), пар. 6.9 (в соавторстве с О. В. Терлецким и М. В. Легеевым); Григорий Игоревич Григорьев, заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, священник, магистр богословия – гл. 6 (в соавторстве с О. В. Терлецким); Михаил Викторович Легеев, канд. богословия, священник – пар. 6.9 (в соавторстве с О.В. Терлецким и К.И. Разнатовским).

Все права защищены. Правообладателем в отношении исключительного права на любые материалы, опубликованные в настоящем издании, в том числе тексты, таблицы, изображения (фотографии, рисунки, обложка) принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено. 

Отзывы и пожелания по книге просьба присылать по электронной почте: DocTerl@yandex.ru.

Патент

ВАЖНО! Лечением кожных болезней занимаюсь более 25 лет. Применяю в лечении негормональные схемы старой Петербургской школы и современные технологии, в наружной терапии кожных болезней использую авторские бальзамы, не содержащие глюкокортикостероиды (гормональных веществ), гипоаллергенных, эффективных и удобных в использовании (ПАТЕНТ на изобретение № 2456976), заявка № 2010153748/15 (077695), дата подачи заявки 27.12.2010 г. 

Желаю Вам, дорогие друзья, душевного  и телесного здоровья! 

Литература

1. Зверькова Ф. А. Болезни кожи детей. – СПб. : Сотис, 1994. – 235 с.

2. Любан-Плоцца Б. Психосоматический больной на приеме у врача /Б. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер. – СПб. : НИПИ им. В.М. Бехтерева, 1994. – 245 с.

3. Пегано Дж.О.А. Лечение псориаза – естественный путь : пер. с англ. / Д.О.А. Пегано ; под ред. Н.Г. Короткого. – М. : Кудиц-Образ, 2009. – 264 с.

4. Прп. Дорофей, авва. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. – М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2010. – 382 с.

5. Разнатовский К.И. Роль социально-психологических и эмоционально-стрессовых факторов в развитии гемодинамических и гормональных нарушений при дерматозах ладонно-подошвенной локализации и методы их комплексной нейрорегуляторной коррекции : автореф. дис. … д-ра мед. наук / Разнатовский К.И. – СПб., 1997. – 290 с.

6. Самцов А. В., Барбинов В. В. Дерматовенерология: Учебник для медицинских вузов. – СПб. : СпецЛит, 2008. – 352 с.; ил.

7. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Войно-Ясенецкий. – М. : Издво им. святителя Льва, папы Римского, 2009. – 149 с.

8. Терлецкий О.В. Псориаз и другие кожные заболевания: терапия, диета, рецепты блюд /О.В. Терлецкий. – СПб. : ДЕАН, 2010. – 384 с.

9. Терлецкий О. В. Псориаз. Дифференциальная диагностика «псориазоподобных» редких дерматозов. Терапия. – СПб. : ДЕАН, 2007. – 512 с.

10. Терлецкий О. В. Псориатический артрит, некоторые вопросы ранней диагностики, дифференциальной диагностики и терапии : автореф. дис. ... канд. мед. наук. – СПб., 1998. – 24 с.

11. Терлецкий О. В. Роль диеты в терапии больных псориазом / Дерматология. Приложение к журналу «Consilium Medicum». – 2009. – № 3. – С. 21–23.

12. Терлецкий О. В. Сложности терапии больных псориазом // Церковь и медицина (Церковно-медицинский журнал-альманах). – 2010. – № 6. – С. 112–118.

13. Терлецкий О. В. Случай развития псориаза типа Цумбуша на фоне приема бисептола // Материалы III Российской науч.-практической конф. 17–18 сентября 2009 г. «Санкт-Петербургские дерматологические чтения». – СПб., 2009. – С. 69.

14. Терлецкий О. В. Современный подход к выбору наружной терапии больному псориазом // Вестник Санкт-Петербургской гос. медицинской академии им. И. И. Мечникова. – СПб., 2006. – № 1. – С. 175–178.

15. Терлецкий О. В. Психологические проблемы у больных псориазом // Церковь и медицина (Церковно-медицинский журнал-альманах). – 2011. – № 7. – С. 103–110.

16. Терлецкий О. В. Психологическая характеристика и психофармакотерапия больных псориазом // Вестник психотерапии. – СПб., 2011. – № 39 (44). – С. 28–38.

17. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Духовно ориентированная терапия. - СПб., 2013. - 392 с.

18. Хэм А. Гистология: руководство : в 4 т. : пер. с англ. / А. Хэм, Д. Кормак ; под ред. Ю.И. Афанасьевой, Ю.С. Ченцова. – М. : Мир, 1982. – Т. 1. – 272 с.

19. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И., Разнатовский К.И., Легеев М.В. Сложности терапии псориаза, связанные с психологическими и духовными проблемами пациентов, пути их решения / Терлецкий О. В. // Вестник психотерапии. – СПб., 2015. – № 54 (59). – С. 33–53.

 



Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2025 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2025 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика