Сайт-энциклопедия о лечении псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи.

Роль поста в терапии кожных болезней

Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог   

Из работ О. В. Терлецкого 

Из словаря-справочника: «Поствремя усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания (особенно в пище животного происхождения). Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц; в праздник Воздвижения Kреста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими (см. 69-е правило св. Апостолов). Остальные посты являются уставными, т. е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание» [Православие. Словарь-справочник, 2007].

Преподобный Ефрем Сирин учит: «Если кто презирает пост и выполняет волю и пожелание плоти, то нет в нем чистоты и невинности; а кто изнуряет себя постом, тот делатель всякой чистоты, целомудрия и невинности». «Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселью» [Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина, 2008].

Мы помним, что, когда ученики Иисуса Христа не смогли исцелить бесноватого отрока и спрашивали, почему они не могут этого сделать, Господь ответил им: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Преподобный  Макарий по поводу постов говорил: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что, ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18: 17), а еще сказал к Апостолам и в них к пастырям: слушаяй вас, Мене слушает: и отметайся вас, Мене отметается:и отметайся же Мене, отметается Пославшего Мя (Лк. 10: 16). То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим, а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать» [Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев, 2009].

Святитель Игнатий Брянчанинов по поводу поста говорил: «Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума …

Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь – заповедь о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.

Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи.

Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что вместе с заповедью произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечной смертью.

И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21: 34), - завещал Господь. Объедение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Напротив, пост вводит христианина в состояние духовное» [Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), 2008].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает нас помнить: «Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественной природой, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвой» [Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2007].

Епископ Иларион (Алфеев) объясняет: «Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас - и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь.

Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был, искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился - ничего не ел и не пил» [Игумен Иларион (Алфеев), 2001].

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Тело через пост освящается; душа, если ее не питать, гибнет. Пусть же тело постится постом воздержания от грехов, а душа насыщается божественным учением. Нельзя тебе есть хлеб Христов и хлеб слез, как и Павел говорит: не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10: 21). Итак, постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего – от грехов. Подлинно, и Ангелы каждый день замечают, кто решил воздерживаться от корыстолюбия, или блуда, или неправды. Такие посты и Ангелы записывают, и Бог сокровиществует» [Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста, 2009].

Преподобный Амвросий учит: «Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание, чтобы после принятия пищи быть несколько голодным; довольство, чтобы не быть ни сытым, ни голодным; и сытость, чтобы есть досыта, но без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избрать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной. Для последнего трудно принимать пищу один раз в день» [Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев, 2009].

Преподобный авва Дорофей наставляет: «Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит св. Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Тайн» [Добротолюбие избранное, 2010].

Святитель Иоанн Златоуст рекомендует: «Воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия. Пища нам нужна, а не растление; пища нам нужна, а не причина болезней, болезней и душевных, и телесных; пища нам нужна, доставляющая сладость, а не сластолюбие, исполненное горечи; то полезно, а это вредно; то приятно, а это неприятно; то естественно, а это противоестественно. Скажи мне: если бы кто-нибудь дал тебе напиться яду, не было ли бы это противоестественно? Если бы кто [подал] дрова и камни, разве не отвратился бы ты? Конечно, – потому что это противоестественно. Таково и сластолюбие» [Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста, 2009].

Поэтому же вопросу святитель Феофан Затворник в своих письмах учит нас: «Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост – внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении?» «Вы все возитесь со своим пощением грошовым. Ну, делайте так, как задумали: только не считайте сего важным. Важно внимание к движениям сердца и очищение их покаянием всякую минуту. Сие паче творите. При сем Господа зреть и в памяти смертной быть – се важные дела!» «Кто против поста? Пост – одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восстать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь».  Святитель Феофан Затворник наставляет: «Относительно пищи во время лечения: можно принимать ее по предписанию докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению, имея в виду по излечении построже относиться к сему делу, к пище, т. е. можно сию строгость соблюдать и при принятии скоромной пищи, именно принимать ее в меньшем количестве. Но хотя так можно, впрочем, которые воздерживаются и в посты держат постный стол, хотя слабый, лучше делают: что и вам советую…». Также он говорил о том, что: «Пост в среду и пяток – достаточно. Прибавлять к сему еще что-либо не настоит нужды. Налегайте больше на упорядочение мыслей и чувств. Тело достаточно держать в воздержании» [Архимандрит Георгий (Тертышников), 2006].

Стало быть, святитель Димитрий Ростовский считает что: «Если удержишь чрево, то вселишься в рай. Как птице невозможно летать без крыльев, так и человеку невозможно спастись без поста и молитвы. Итак, воздерживайся от обильной пищи, от бесполезного многословия, от всякой неправды и от хмельного питья» [Симфония по творениям  свт.  Димитрия Ростовского, 2008].

Таким образом, в связи с тем, что автор неоднократно видел у своих пациентов положительное воздействие поста на течение псориаза и других кожных болезней, можно заключить, что в комплексной терапии этого заболевания его разумное применение оправданно и целесообразно.

крест1

Не отчаивайтесь! Смотрите  «Результаты»  «ДО» и  «ПОСЛЕ» терапии.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

Псориаз и другие кожные болезни

 

АННОТАЦИЯ

Книга: «Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд» написана, в связи с неоднократными обращениями больных псориазом к автору с просьбой издать руководство, позволяющее объективно изучить их болезнь, выстроить безопасную и полезную для здоровья систему лечебных мероприятий, ведущую к победе над серьёзным, мучительным недугом.

Автор видит причину происхождения псориаза в генетической предрасположенности человека, состоянии его нервной системы и кишечника. Проявления псориаза на коже человека автор расценивает, как попытку организма избавиться от нервного напряжения, внутренних и внешних токсинов. Это своеобразный сигнал «SOS!», фиксируемый кожей, исходящий от внутренних органов, в связи с нарушением равновесия между здоровьем и болезнью. Сигнал посылается хозяину. Цель сигнала - устранение заболевшим человеком причин приведших к этим изменениям. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима.

Подробно описана терапия, лечебное питание для больных псориазом и другими дерматозами, даются рецептуры приготовления блюд. Книга предназначена для больных псориазом, дерматологов, микологов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ.

Предупреждение автора. Эта книга, кроме справочного материала, является источником информации о результатах, полученных моими пациентами и основана на моих исследованиях. Она не может быть использована для самодиагноза или самолечения. Консультация с врачом до осуществления любого лечебного воздействия абсолютно необходима.

ВАЖНО! Лечением кожных болезней занимаюсь более 25 лет. Применяю в лечении негормональные схемы старой Петербургской школы и современные технологии, в наружной терапии кожных болезней использую авторские бальзамы, не содержащие глюкокортикостероиды (гормональных веществ), гипоаллергенных, эффективных и удобных в использовании (ПАТЕНТ на изобретение № 2456976), заявка № 2010153748/15 (077695), дата подачи заявки 27.12.2010 г. 

 

Псориаз

 

сифилис

Внимание! Очень важно соблюдение пациентом гипоаллергенной диеты (смотри в «Школе больного» соответствуюющую статью: «Роль диеты в терапии больных псориазом»). Диета при любом кожном заболевании такая же.

Желаю Вам, дорогие друзья, душевного  и телесного здоровья! 

Литература

1. Терлецкий О. В. Псориаз. Дифференциальная диагностика «псориазоподобных» редких дерматозов. Терапия. – СПб. : ДЕАН, 2007. – 512 с.

2. Терлецкий О. В. Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд. –СПб.: ДЕАН, 2010. – 384 с.

3.  Самцов  А.В., Барбинов В.В., Терлецкий О.В. Сифилис. Медицинский атлас. –СПб., ДЕАН, 2007. –192 с.

духовные книги


Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2025 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2025 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика